herb.gif (1771 bytes)

Главная
Фотоальбом
ПАВЛОДАР
Культура
Эмиграция
Место встреч
WWW-Павлодар
КАЗАХСТАН
Опросы
Форум
ЧАТ
Гостевая книга

Вебмастер
Андрей Чирков

Рассылка новостей Павлодарского интернета
WWW-Павлодар
через MailList.Ru










Еженедельный гороскоп

Святыни Павлодарского Прииртышья

Из истории возрожденной Пророко-Ильинской церкви в селе Песчаном

24 сентября 2000 г. благочинный храмов 1 Округа Павлодарской области, настоятель Благовещенского кафедрального собора и Христо-Рождественского храма г. Павлодара игумен Иосиф освятил Пророко-Ильинскую церковь в с. Песчаное Качирского района, воссозданную на месте разрушенной в начале тридцатых годов церкви во имя Пророка Илии.
В Государственном архиве Павлодарской области хранятся документальные свидетельства о самой старинной из сохранившихся к тому времени в Павлодарском Прииртышье Пророко-Ильинской церкви. 6 февраля 1930 г. на общем собрании членов колхоза “Новый путь” и граждан пос. Песчаное Коряковского района постановили: “закрыть в пос. Песчаное церковь, передать таковую под культурное обслуживание нужд населения. Церковные колокола сдать государству, на вырученные деньги приобрести трактор, для быстрейшего исполнения вынесенного настоящего требования общего собрания колхозников и единоличников оформить ходатайство-материал с выполнением всех требований по инструкции об изъятии церковных помещений. В окрисполком послать нарочного с материалом и телеграфировать в КазЦИК ходатайство об утверждении постановления общего собрания колхозников.
12 февраля 1930 г. Песчанский сельсовет отправил письмо в Коряковский райисполком, где говорится “о закрытии церкви и использовании снятых колоколов в качестве задатка при покупке тракторов”, а также о ходатайстве о передаче церкви под “культурный очаг”. 5 апреля 1931 г. президиум Павлодарского райисполкома утвердил постановление общего собрания граждан пос. Песчаное о закрытии церкви, постановил “материалы направить КазЦИКу и просить последний настоящее решение санкционировать”.
Как свидетельствуют старожилы, церковь разобрали на кирпич и построили из него баню и райком партии, как бы два “чистилища”.
В ЦГА Республики Казахстан нами найдены документы по истории Пророко-Ильинской церкви досоветского периода. В их числе - предписание Архиепископа Тобольского и Сибирского Амвросия священнику Пророко-Ильинской церкви форпоста Песчаного Андрею Комарову об освящении в 1823 году строившейся церкви. Церковь строилась тщанием генерал-губернатора Западной Сибири Петра Михайловича Капцевича и трудами казаков 6-го линейного полка Сибирского казачьего войска. Генерал-губернатор обратился к императору Александру I, который затем издал специальный Указ об освящении. Судя по отметке об исполнении данного предписания, освящение строительства Пророко-Ильинской церкви состоялось 15 октября 1823 г. Об этом же свидетельствует приказ благочинного форпоста Песчанского протоиерея Пророко-Ильинской церкви Никиты Дерябина от 26 октября 1823 г.
Любопытна переписка Пророко-Ильинской церкви с властями об исполнении прихожанами своего христианского долга.
Читаем письмо священника Димитрия Корякова командующему 3-ей сотней 7-го полка Сибирского линейного казачьего войска сотнику Симонову от 24 мая 1855 г.: “Видя крайнее небрежение многих из прихожан к исполнению военной и необходимой обязанности своей каждого дня в Святую В. Четыредесятницу очищать душу свою покаянием, прошу Ваше благородие предписать местному командующему выселка Пресновского, чтобы он на следующей же неделе препроводил жителей, не хотевших исповедаться и приобщиться во Святую Четыредесятницу в нынешнем году, для говения во Св. храм Божий, поэтому именно, что в прошедшем году, как видно из Духовных Росписей, исполнили этот долг только два человека, а в нынешнем тоже только 19 человек, и это будет для них наказанием того, что им необходимо исполнять, если они христиане!” Далее перечисляются фамилии и имена казаков, “так как из них есть такие забывшиеся, которые целых четыре и, может, уже более лет не исповедовались и не приобщались Св. Тайн, препроводить в храм Божий для покаяния. Если же кто-нибудь, как из этих, так и прочих прихожан будет препятствовать этому, становые пусть немедля известят меня, дабы я мог просить побуждения Высшего Начальства. Еще и в Качирах есть подобный этим последним казак Тимофей Степанов, который хотя и исповедовался, но не приобщался и который тоже уехал на кочевку, поэтому прошу представить в числе прочих и его”.
В последовавшем ответе сотника Симонова от 28 мая 1855 г. говорится: “На настоящее отношение честь имею уведомить священноцерковнослужителей, так как выселок Пресновский считается в районе 4 сотни. А потому почтительнейше прошу о препровождении людей из выселка Пресновского в станицу Песчанскую для исполнения долга по христианским обрядам при святом Пророко-Ильинском храме - обратиться к Командующему 4 сотнею. А о препровождении из выселка Качирского казака Степанова в сим его месте предписана местному Командующему”.
В то же время сотник Симонов 29 мая 1855 г. направляет предписание командующему выселка Качирского приказному Двинянину: “Вследствие отношения, поступившего ко мне от 24 мая от священноцерковнослужителей Пророко-Ильинской церкви, предписываю, чтобы с получением сего немедленно препроводить прямо от себя при надписи на сем казака Тимофея Степанова к священноцерковнослужителям Пророко-Ильинской церкви для исполнения христианского долга и о исполнении донести мне особо”.
Командующий в выселке Качирском приказной Двинянин своим предписанием от 1 июня 1855 г. препроводил отставного казака Тимофея Степанова в Пророко-Ильинскую церковь.
В итоге Командующий 7-ым полком Сибирского линейного казачьего войска письмом от 1 июня 1855 г. священнику Пророко-Ильинской церкви Димитрию Корякову о представлении именных списков казачьих семейств прихода, не бывших в прошедший Великий пост у исповеди и святого причастия, разъяснил, что песчанских, качирских и осьмерыжских нужно представить Песчанскому станичному начальнику, пресновских и чернорецких - Чернорецкому станичному начальнику, копии списков - Командующему, так как от него было “строго предписано на безотлагательное понуждение к исполнению христианского долга в настоящий пост”.
Из “Справочника о церквях”, изданного в 1914 году Омской епархией, можно узнать, что однопрестольная церковь в честь Святого Пророка Илии, украсившая станицу Песчанскую Павлодарского уезда, была возведена в 1824 году. “Зданием каменная, с таковою же, в одной связи колокольней, снаружи оштукатурена, покрыта оцинкованным железом, обнесена каменною с железными решетками оградою, прочна и утварью достаточна”, - читаем в “Справочнике...”.
В приходе в 1914 году имелись две приписные церкви: в поселках Осьмерыжском и Чернорецком. Закладка каменного храма в пос. Осьмерыжском была совершена 7 октября 1906 г., а 5 июня 1908 г. он уже был торжественно освящен. До постройки церкви в пос. Осьмерыжском имелась деревянная часовня, “зданием хотя неветхая, но по своей маловместимости и неприглядной архитектуре она мало удовлетворяла осьмерыжцев, желавших видеть у себя дом Божий и благолепный, и просторный, на что и стали собираться средства и от самих осьмерыжцев, и посторонних благотворителей”. “Храм сей, посвященный имени Святителя и Чудотворца Николая, получился очень красивый и редкостный по своей оригинальной архитектуре, - гласит “Справочник...” - Особенно красив его передний фасад, имеющий вверху, по своей параллели, в ряд три массивных главы с вызолоченными ажурной работы крестами, при чем, средняя из глав, на колокольне, по своему объему больше боковых и выше расположена. Небольшой по наружности храм довольно вместителен внутри. Алтарь в нем имеет три отделения: самый алтарь, жертвенник и диаконник. Над западными дверями храма устроены хоры для певчих. Иконостас трехъярусный, с золоченою резьбою, окрашен в розовый цвет. Старая часовня со всем ее имуществом с разрешения епархиального начальства была продана за 1100 руб. жителям пос. Григорьевского, а вырученные деньги употреблены на постройку церкви. Место, где построен этот храм, находится в восточной части поселкового кладбища, так что вход в храм идет через все кладбище, с западной стороны его. Путь этот расчищен и обсажен с обеих сторон в два ряда деревьями. Церковь и кладбище обнесены каменною оградою и также кругом обсажены деревьями”. В пос. Чернорецком в 1875 году на средства урядника Матфея Димитриевича Насонова была построена однопрестольная церковь в честь Святого Апостола и Евангелиста Матфея. В 1900 году здание церкви было расширено удалением внутренней стены и пристройкой новой колокольни. “Зданием деревянная, на каменном фундаменте, обшита тесом, внутри оштукатурена, покрыта железом и обнесена деревянною оградою, с каменными столбами. Утварью достаточна”.
Вновь строившихся церквей и часовен в Песчанском приходе к 1914 году не было. В пос. Качирском имелся молитвенный дом, построенный и освященный в честь Трех Святителей в 1906 году. Причт Песчанской церкви обслуживал вновь учрежденный Федоровский приход с переселенческими поселками: Ивановский, Тимофеевский, Новоспасовский, Воскресенский, Федоровский, Благовещенский, Тихомировский, Верный.
Среднее количество за год крещений в Песчанском приходе - 150, браков - 25 и погребений - 85 (население прихода к 1914 году составляло 2486 душ мужчин и 2366 душ женщин). Церковноприходского попечительства, церковно-приходских школ и школ грамоты в приходе не было. Попечительства о народной трезвости имелись в станице Песчанской и поселках Качирском и Осьмерыжском. В названных поселках действовали смешанные казачьи школы (в Песчанской школе обучались 36 мальчиков и 6 девочек, в Качирской - 30 мальчиков и 12 девочек и в Осьмерыжской - 39 мальчиков и 14 девочек). “Земли для причта в 1901 г. выделено 300 дес. План на нее есть. Сенокосные участки у причта и прихожан удобны. Пахотной земли у причта нет, а сенокосная земли сдается в аренду за 50-60 руб. в год. Для жительства причта имеются два деревянных общественных дома с необходимыми при них надворными постройками. Березовые дрова причт покупает у киргиз по 4-5 руб. за погон[ную] саж[ень]. Жалованья от казны положено: первому штатному священнику - 42 р. 04 коп. и псаломщику 9 руб. 82 коп. и из сумм Сиб[ирского] войска священнику - 97 руб. 08 коп., псаломщику 1-му - 102 руб. 84 коп. и 2-му - 110 руб. Капиталов причта имеется 37 руб. 46 коп. Братских доходов в пользу причта в год бывает до 400 руб. Прихожане религиозны, но о содержании храма и, в особенности, о благоустройстве причтовых домов мало имеют попечения. Пасхальное хождение со св[ятыми] иконами бывает только по приглашению. Крестных ходов по полям, за отдаленностью поселков, не бывает. Молебны по домам бывают в начале Петровского поста. “Съезжие” праздники: в ст. Песчанской - 20 июля, в пос. Качирском - 30 янв[аря]и в пос. Осьмерыжском - 6 декабря. В эти дни в поселках совершается литургия и причт посещает дома прихожан со св. Крестом”. Причта по штату полагалось: священник, диакон и псаломщик.
“Справочник...” содержит представляющие интерес сведения о хозяйстве и промыслах населения Песчанского прихода: “Зажиточные из прихожан сеют пшеницы до 40 дес., овса - 5 дес. и проса - 1 дес.; средние - до 15 дес. пш. и до 3 дес. овса; бедные - до 2 дес. пш. Овцеводство развито не сильно, хотя есть хозяева, имеющие до 100 штук овец. Шерсть сбывается на Песчанской ярмарке. Молочное хозяйство ведется без помощи сепараторов. В ст. Песчанской с 13 до 24 нояб. продолжается ярмарка. Преимущественными предметами сбыта являются жировые товары: кожи, сало, масло и проч. Приводятся для продажи и лошади. Побочным занятием прихожан является рыболовство. В ст. Песчанской имеются 4 мелочн[ые] лавки. В пос. Качирском - три мелочных лавки и склад земледельческих орудий. Река и озера в районе прихода рыболовны. В них ловятся: щука, окунь, язь, а весною - стерлядь. В ст. Песчанской имеется фельдшерский казачий пункт”.

В. Болтина,
начальник Департамента архивов Павлодарской области, заслуженный работник культуры Республики Казахстан, кавалер ордена Святой равноапостольной Великой княгини Ольги третьей степени

Если у Вас есть информация, которой Вы бы хотели поделиться - присылайте